Как подготовиться к егэ по обществознанию в 2022 году
Содержание:
- Формы государства
- Типы религиозных организаций:
- Какие темы для ЕГЭ по обществу самые сложные?
- Институты социализации
- Сознательное и бессознательное.
- Сознание
- Социализация
- Что такое творчество?
- Отличие деятельности человека от активности животного.
- Структура деятельности
- С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
- Ограничители свободы человека в обществе
- Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
- Темы эссе по экономике
- Темы эссе по социальной психологии
Формы государства
Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.
По форме правления государство может быть монархией или республикой.
При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.
СИТУАЦИЯ Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам. |
Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании? |
Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.
Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.
ФАКТЫ Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона. |
Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ. |
В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.
Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.
По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.
Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.
Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.
Типы религиозных организаций:
- Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
- Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
Деноминация — секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру (кальвинизм).Культ. Свободен и неустойчив
Главное внимание индивидуальному опыту
Разновидности культа:
- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы
- умилостивительный культ— комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Депривация— положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога.
Адепт – приверженец религиозного учения.
Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.
Фундаментализм — религиозный фанатизм.
Какие темы для ЕГЭ по обществу самые сложные?
После того, как со списком тем для сдачи ЕГЭ по обществознанию мы познакомились, перейдем к вишенке на торте – какие из них самые сложные, а значит требующие особенного внимания?
На самом деле легким ни одно направление для подготовки к этому предмету не назовешь, но обратим внимание на блоки, в которых выпускники ошибаются чаще всего:
- Гражданский и уголовный процессы
Что относится к стороне обвинения, а что к стороне защиты? Из какого процесса истцы, а из какого защитники? Такая путанница возникает в головах ни одного выпускника. Советуем “посидеть” над этим подольше, чтобы подобные проблемы не возникли на самом ЕГЭ.
- Полномочия органов власти РФ
Кропотливая тема, которая требует заучивания. Данному блоку экзамена посвящены 4-7 главы Конституции. Следовать интуиции не получится, поэтому лучше заучить это “как Отче Наш”.
- Налоги
Эта тема не понравилась бы даже вашим родителям. Ну кто же любит эти налоги. Но вот для экзамена подружиться с ними все же придется. Существует несколько видов налогов. И к июню вы не должны путаться, что относим к транспортному, что к земельному, а что к физическим лицам.
По данному материалу вы, наверное, уже поняли, насколько много тем для ЕГЭ по обществознанию придется выучить. Да, это так, но отчаиваться не советуем. Сделайте перерыв на чашечку чая, а потом скорее разбираться в экономике и политике! У вас все получится!
Желаем удачи, ваш Умскул!
Институты социализации
Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
- семья
- школа
- вуз
- армия
- спортивная школа
- музыкальная школа
- церковь
- СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).
Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Сознательное и бессознательное.
Сознательное – это контролируемое человеком, действия, совершаемые осознанно, за которые человек несёт ответственность.
Бессознательное – это не контролируемая сознанием человека деятельность и поступки. Это врождённая инстинктивно-рефлекторная деятельность. Такие действия направлены на удовлетворение биологических потребностей: сохранение организма и вида (продолжение рода).
К бессознательному относятся обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое сформировано на ранних стадиях развития человека.
Импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки – это тоже сфера бессознательного в человеке. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека».
Сознание
Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания | |||
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) | логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) | эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) | ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию) |
Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.
Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Социализация
Социализация — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.
Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.
Что такое творчество?
Творчество – это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности – уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных – это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.
Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.
Учитесь бесплатно
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Получить демодоступ на неделю
Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.
Выполнять задания из демоверсий нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.
Источники. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». Следует обратиться к спецификации ЕГЭ по обществознанию, которая выложена на сайте ФИПИ. На страницах 16–17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить.
Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность»
Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания
Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.
Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.
Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.
Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.
Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.
Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.
Ограничители свободы человека в обществе
- Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами (обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
- Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности, отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
Рассмотрим плюсы и минусы подготовки в одиночку.
Минусы
- Вторая часть с развёрнутыми ответами и эссе требует проверки педагога. Только специалист сможет указать на ошибки, дать обратную связь и помочь понять, в каком направлении двигаться.
- Самоподготовка к ЕГЭ по обществознанию требует высокого уровня ответственности и дисциплины.
- При самостоятельных занятиях отсутствует структура, ориентиры и чёткий план, разработанный преподавателем, — школьник будет чувствовать себя неуверенно.
- Могут возникнуть проблемы с мотивацией — даже если в начале школьника захлёстывает энтузиазм, то пройдёт время, и появятся другие дела или мелкие проблемы.
- Выпускник действует «вслепую» — некому научить его нюансам экзамена или подсказать «фишки».
Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию теоретически возможно. На практике же мы рекомендуем готовиться с экспертами — так вы будете уверены в прогрессе и успехе. Если хочется высокие баллы — точно стоит тренироваться под руководством преподавателей. В «Фоксфорде» ваши тесты и эссе будут проверять действующие эксперты ЕГЭ и другие профессионалы.
Изображение на обложке: Karine Azizyan / Dribbble
Темы эссе по экономике
- «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
- «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
- «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
- «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
- «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
- «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
- «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
- «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
- «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
- «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
- «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
- «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
- «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
- «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
- «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
- «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
- «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
- «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
- «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
- «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
- «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
- «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
- «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
- «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
- «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
- «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
- «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
- «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
- «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
- «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
- «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
- «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
- «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
- «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
- «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
- «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
- «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
- «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
- «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
- «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
- «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
- «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
- «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте
Темы эссе по социальной психологии
- «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
- «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
- «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
- «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
- «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
- «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
- «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
- «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
- «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
- «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
- «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
- «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
- «Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
- «Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
- «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
- «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
- «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
- «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н. Леонтьев
- «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
- «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с
- ними общего». Д. Рескин
- «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он
- должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
- «Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
- «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
- «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
- «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
- «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
- «Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
- «Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
- «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
- «Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
- «Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
- «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
- «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
- «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
- «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
- «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
- «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
- «Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
- «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи