Ректор: суть его работы в вузе

Содержание:

Минусы пребывания старостой

Минусы деятельности старосты очевидны:

  1. На выполнение обязанностей старосты нужно дополнительное время, которое другой студент, не обремененный этой ролью, может потратить на учебу или развлечения. 
  2. Лидеру группы часто приходится заниматься решением проблем своих однокурсников. 
  3. У него могут быть натянутые отношения с безответственными однокурсниками, которые любят прогуливать занятия. 
  4. Роль руководителя группы обязывает студента заполнять необходимые бумаги для деканата. В частности, это ведение журнала посещений на постоянной основе. Могут быть также дополнительные временные задания. 
  5. Старосте часто приходится слышать от деканата нелицеприятные вещи о дисциплине и плохой успеваемости в группе.
  6. Телефонные звонки от однокурсников могут раздаваться в любое время дня и ночи. 
  7. Человеку, согласившемуся исполнять эту роль, нужно во все время обучения оставаться образцом для подражания в коллективе: как в учебе, так и в поведении.

Обязанности и полномочия

У старосты группы в образовательных учреждениях всегда есть определенные обязанности и полномочия, которые он должен выполнять. Они могут сильно отличаться в зависимости от вуза и факультета, тем не менее, есть общие моменты, характерные для всех высших учебных заведений.

Это:

сотрудничество с деканатом по учебному процессу; 
знание расписания пересдач и консультаций;
доведение в срок важной для одногруппников информации;
отслеживание порядка в группе;
организация мероприятий среди одногруппников;
разрешение конфликтных ситуаций.

Именно через старосту деканат передает студентам важную информацию: о переносе или отмене лекций, назначении дополнительных занятий, о сдаче зачетных книжек и т. п. Лидер группы должен держать в голове огромное количество информации: начиная от актуального расписания занятий и заканчивая правилами оформления титульного листа курсовой работы.

Часто в обязанности старосты входит ведение журнала посещений студентов группы. Журнал выдается деканатом в начале учебного года. Старосте нужно выполнять несложную деятельность — отмечать присутствие одногруппников на лекциях и семинарах. В конце занятия необходимо предоставлять журнал на подпись преподавателю. Раз в месяц из журнала на специальном бланке делается выписка о пропуске занятий студентами — табель посещаемости. Причем в нем отмечается, по какой причине — уважительной или нет — занятие было пропущено. Уважительной причиной является болезнь студентов, больничные листы учащиеся также должны передавать старосте. Журнал в конце учебного года сдается в деканат.

Естественно, что конфликты у старосты чаще всего возникают именно с прогульщиками, которые всегда просят не отмечать их отсутствие на лекциях. Лидеру группы необходимо обладать дипломатичностью и сильным характером, чтобы гасить эти конфликты на корню

Важно доходчиво объяснить однокурсникам, в каких ситуациях вы будете стоять за них горой, а в каких случаях просить вас о медвежьей услуге бесполезно. Единственное, что на законных правах может сделать староста, — это помочь однокурсниками с оформлением свободного посещения, если того требуют обстоятельства

Обязанности

Ректор отвечает за осуществление всех видов деятельности в учебном заведении. В его обязанности входит:

  • руководство образовательной и научной сферами вуза;
  • управление финансовыми операциями;
  • ведение административно-хозяйственных дел;
  • определение задач развития университета;
  • разработка структуры вуза;
  • утверждение педагогического состава и штата других работников;
  • организация и руководство деятельностью ректората, учёного совета, научно-исследовательской и учебной отраслей;
  • издание приказов;
  • создание приёмной и государственной аттестационной комиссии;
  • составление ежегодных отчётов для учёного совета;
  • планирование деятельности учреждения на будущий год;
  • представление своего вуза на мероприятиях государственного уровня.

Ректор обладает обширными познаниями в своей научной отрасли и педагогике. Ему также необходимы знания менеджмента и экономики. Руководитель вуза должен хорошо разбираться в законах и правовых нормативах, которые касаются высшего и послевузовского образования.
Ректор лично отвечает за качество образования выпускников, ведение научной деятельности сотрудниками и финансовую стабильность всего учебного заведения.

Кафедра ВУЗа

Как уже было сказано ранее, понятие кафедра гораздо уже понятия факультета.

Разберем на конкретном примере.

В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.

Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.

Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.

Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.

К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.

Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией

Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.

Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.

Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.

Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.

Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.

Что такое студенческое самоуправление

Существует много определений студенческого самоуправления, но его главная составляющая — совместная деятельность студентов, направленная на улучшение их положения в вузе.

Члены студенческого самоуправления:

  • представляют интересы студентов;
  • инициируют интересные проекты;
  • решают текущие проблемы коллектива или отдельных студентов;
  • вместе с администрацией участвуют в управлении вузом.

Студенческое самоуправление в вузе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета.

Студенческое самоуправление в колледже отличается меньшей системностью. В силу возраста студенты и аспиранты вузов считают приоритетными проблемы стипендий и учебного процесса, взаимодействие с другими отделами и службами университета. Представители студенческого самоуправления в техникуме больше занимаются вопросами досуга учащихся, организовывают праздничные мероприятия, концерты, экскурсии.

Деятельность студенческого самоуправления регламентируется соответствующим положением.

Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители:

  • следят за санитарным состоянием комнат и общих помещений;
  • устанавливают график дежурств;
  • отвечают за соблюдение порядка и дисциплины;
  • инициируют ремонтные работы;
  • участвуют в разработке и изменений правил проживания в общежитии.

Схема  студенческого самоуправления может отличаться в разных вузах, но цели и задачи всегда одни

Что такое кафедра и факультет в университете

Что такое кафедра в институте

Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету

Основные задачи кафедры вуза:

  • реализация учебного процесса;
  • проведение прикладных и научных исследований;
  • организация методической работы;
  • создание условий для интеллектуального и личностного развития студентов;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Существует несколько типов кафедр.

  1. Выпускающая кафедра отвечает за профильную подготовку специалистов.
  2. Общепрофессиональная кафедра ведет циклы дисциплин, которые преподаются студентам любого направления (экология, социология, русский и английский языки и пр.)
  3. Базовая кафедра на предприятии — это площадка взаимодействия учебного заведения и профильной компании.

Чаще всего она расположена непосредственно в организации, чтобы студенты, приходя туда, использовали необходимое оборудование. Сотрудниками такой кафедры могут быть и работники фирмы, и преподаватели вуза.

Факультет в институте или университете

Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Немного истории

Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

Кто такой декан? Функции, права, особенности должности

Немного истории: происхождение слова, прямое значение

Там его употребляли для обозначения людей, которые занимали промежуточную руководящую должность – управляли десятью людьми – десятников. Чаще всего такая организационная структура была характерна для монастырей и церквей.

Но после она плавно перекочевала и в университеты. При этом подчиненных у деканов стало со временем намного больше.

Кто может стать главой факультета?

Декан – должность ответственная. Поэтому не каждый может занять этот пост. Для того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на главу факультета, необходимо соответствовать некоторым критериям:

  • человек должен иметь научный или преподавательский опыт более пяти лет;
  • иметь оконченное высшее образование;
  • наличие ученой степени или звания – также обязательное условие.

В должность вступают после избрания на общем заседании из нескольких претендентов на пост. Иногда главу факультета может назначить ректор самостоятельно.

Место декана в структуре университета

Кто такой декан в вузе и кому он подчиняется? Это человек, руководящий конкретной структурной единицей – факультетом. Он подчиняется проректору по учебной работе и ректору.

На факультете, в свою очередь, декан имеет заместителей по учебной, научной, воспитательной работе, секретарей. Эту группу людей называют деканатом. Факультет состоит из кафедр, которые возглавляют заведующие, подчиняющиеся непосредственно декану.

Таким образом, должность декана находится в середине структурной цепочки управления в университете.

Основные функции

Кто такой декан факультета, если он не знает досконально о происходящем в своем подразделении? Он обязан быть в курсе всех нюансов работы: научной, издательской, воспитательной, учебной, агитационной деятельности.

Основные задачи управляющего подразделением:

  • Разрабатывать план развития факультета по всем направлениям.
  • Организовывать учебный процесс, расписание, сессии, практики, стажировки.
  • Контролировать работу преподавателей, проверять их на соблюдение образовательных стандартов.
  • Руководить процессами зачисления, отчисления, допусков студентов к сессиям.
  • Издавать приказы и распоряжения.
  • Внедрять новые методики и технологии и др.

Какими правами располагает декан?

Кто такой декан факультета, если он не будет располагать индивидуальными правами? Согласно типовой инструкции, глава факультета может:

  • принимать участие в совещаниях как внутри факультета, так и в целом в университете;
  • издавать общеобязательные на факультете распоряжения;
  • приходить на любой экзамен, зачет, защиту;
  • входить в состав Ученого совета;
  • вносить свои предложения по совершенствованию работы факультета и университета;
  • пользоваться услугами социального, лечебного, бытового характера, предоставляемыми в вузе;
  • требовать письменных отчетов от подчиненных и др.

Должностная инструкция

Именно этим документом регулируется деятельность декана. В Должностной инструкции распределены основные обязанности, функции, полномочия и права, которыми он обладает. Кроме того, обязанности декана можно узнать из Положения о факультете или Положения о деканате.

Все перечисленные документы утверждаются в каждой отдельно взятой организации. Учебное заведение вправе добавлять дополнительные положения, исходя из особенностей вуза. Однако существуют типовые документы, которые и являются основой для правовых отделов университетов при составлении собственных положений и инструкций.

Кто такой декан, должен знать каждый студент, ведь этот человек может решать не только дела факультета и университета, но и определить дальнейшую судьбу каждого своего учащегося.

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Сотрудники деканата

Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.

Методист

Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.

А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.

Секретарь

Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:

  • готовить документы;
  • визировать их у начальства;
  • доносить информацию до кафедр и пр.

Декан

Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).

Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.

У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)

Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.

Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.

Как получить автомат в колледже или университете: дополнительные условия

Помимо обязательных условий существуют ещё и дополнительные, которые также могут помочь получить оценки автоматом. Что нужно делать, чтобы увеличить свои шансы:

  1. Получайте высокие оценки за учёбу.
  2. Участвуйте в олимпиадах, КВН и других активностях.

Получать высокие оценки за учёбу

Можно ли получить автомат на сессии? Чаще всего да, если вы учились на высокие оценки во время семестра. Отличники — это первые претенденты на автоматы. Помните об этом и будьте активны на практических занятиях и в процессе учёбы.

Участвовать в олимпиадах, КВН и других активностях

Могут ли экзамен поставить автоматом, если вы звезда колледжа или университета? Скорее всего да. Учащимся, которые защищают честь вуза и участвуют во всероссийских и других олимпиадах, соревнованиях, КВН или прочих активностях, часто идут навстречу и ставят зачёты и экзамены автоматом.

Правда, это также зависит от преподавателей. Существуют педагоги, которые наоборот даже снижают оценки тем учащимся, которые не посещают их предмет из-за активной студенческой жизни. Поэтому, чтобы точно знать, ставят ли экзамен автоматом или нет, поговорите с каждым преподавателем.

Ректор, проректор, декан в вузе — кто это? Каковы их обязанности?

Этим вопросом задаются как правило абитуриенты и их родители — «Кто такой ректор? Кто такой проректор? Чем занимается декан? — и кто из них главнее?»

Думаю что если я приведу пример иерархической структуры руководства ВУЗа (института или университета) сравнив её с обычной школой читателю будет понятнее.

В любой школе есть Директор (ректор), у этого директора есть заместители — заместитель по учебной части, заместитель по воспитательной части, завхоз (это проректоры), а есть учителя-предметники — учитель физики, историк, математик, трудовик и т.д. (это деканы) Думаю теперь стало немного яснее, но перейдем к сути вопроса .

Все, кого вы указали в своем вопросе, относятся к административным должностям. А есть и академические должности. В любом институте есть два этих направления, соответственно в них своя служебная лестница и свои должности.

  • Ректор, из вашего списка, стоит на верхней ступени. Часто директора ВУЗа или Академии не называют Директором — его зовут Ректор.
  • Проректоры являются прямыми непосредственными подчиненными Ректора, и подчиняются только ему. Проректоры заведуют каждый своим направлением административной деятельности ВУЗа — учебной, научной, хозяйственной, внебюджетной деятельностью… У каждого Проректора в подчинении свое звено, начальником которого он и является, и отвечает за эффективность работы этого звена перед Ректором.
  • Декан. Это лицо заведующее кафедрой какой либо учебной дисциплины (предмета) или факультетом (профнапраление, специализация) Выполняет предметную работу по донесению информации студентам, ведет пары, принимает зачеты, следит за общей успеваемостью на данном направлении обучения.

Действия Декана обжалуются Проректору, а претензия на действия Проректора подается Ректору.

Должности на кафедре в университете

На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.

Лаборант на кафедре в университете

Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:

  • готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
  • оформляют документы;
  • работают в библиотеке кафедры.

Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.

Ассистент кафедры

Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.

На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.

Старший преподаватель

Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.

Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.

Кто такой доцент кафедры в институте

Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Профессор

Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).

Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.

Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах

Заведующий кафедрой

Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:

  1. Организовывать учебный процесс;
  2. Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
  3. Проводить совещания с педагогическим коллективом;
  4. Координировать работу подчиненных.

При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.

Другие должности на кафедре

Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).

Что главнее: кафедра или факультет

Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?

Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.

В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.

В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.

На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector