Кипу: таинственные письмена древних инков

Почему испанцы уничтожали кипу

Существуют доказательства, что узелковое письмо использовалось в том регионе задолго до возникновения Империи инков. Первые найденные кипу датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Ни о каких инках тогда и речи не шло.

Этот язык был понятен исключительно местному населению. Среди современных ученых и историков нет никого, кто умел бы «читать» кипу, остается только разгадывать и подбирать значения.

Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy

Во времена испанской колонизации дела обстояли еще хуже. Испанцы даже не подозревали, что узелки на сотнях веревок – это не более чем бюрократическая документация. Поскольку конкистадоры постоянно натыкались на кипу, то они решили, что это такой языческий ритуал, связанный с проклятием. Решение проблемы оказалось простым и понятным: все встреченные кипу подлежали незамедлительному уничтожению.

Правда, приблизительно разобравшись в природе узелкового письма, конкистадоры признали его пользу — слегка модернизировать кипу под свои потребности было проще, чем заставить «необразованных туземцев» писать понятной и привычной для «просвещенных европейцев» латиницей. Однако оказалось, что кипукамайоки не всегда подавали правдивую информацию, старательно вредя захватчикам, а расшифровать кипу оказалось не так просто для непривычного к подобному «письму» человеку. Поэтому началась еще одна волна уничтожения кипу.

Империя инков

Империя инков – одно из самых больших и интересных государств, что возникало на американских континентах. Считается, что Империя инков возникла в городе Куско на территории современного Южного Перу.

Для испанцев инки были всего лишь необразованными дикарями, хотя это был очень социально и экономически развитый народ.

Правда, сами инки верили, что их народ был создан богом Солнца Инти, который послал своего сына Манко Капака на Землю. Легенда гласит, что он сначала убил своих братьев, а затем привел своих сестер в долину недалеко от Куско. Там они поселились около 1200 года н. э., дав начало новому народу.

Разрасталась Империя инков медленно. Начал этот процесс четвертый император Майта Капака. Правда, только при восьмом правителе Виракочи экспансия стала более заметной и системной. Виракоча был тем, кто ввел правило оставлять военные гарнизоны на землях для поддержания мира.

Империя инков доминировала на большей части Южной Америки между XIV и XVI веками, до прибытия испанцев в Новый Свет. Это была очень развитая, гипериерархизированная и гиперцентрализованная цивилизация, которой, как ни удивительно, не хватало системы письма. Инки не умели писать, но это не имело значения. Правители и чиновники контролировали эту обширную территорию благодаря узлам.

Если бы на свете существовали только две профессии, какую работу вы бы предпочли из двух?

  • 1а. Ухаживать за животными.
  • 1б. Обслуживать машины, приборы
    (следить, регулировать)
  • 2а. Помогать больным людям, лечить их.
  • 2б. Составлять таблицы, схемы, программ,
    вычислительных машин.
  • 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций,
    плакатов, художественных открыток, грампластинок.
  • 3б. Следить за состоянием, развитием
    растений.
  • 4а. Обрабатывать материалы (дерево,
    ткань,пластмассу и т.д.).
  • 4б. Доводить товары до
    потребителя (рекламировать, продавать).
  • 5а. Обсуждать научно-популярные
    книги,статьи.
  • 5б. Обсуждать художественные книги.
  • 6а. Выращивать молодняк животных какой-либо
    породы.
  • 6б. Тренировать сверстников (или младших)
    в выполнении каких-либо действий (трудовых,учебных, спортивных).
  • 7а. Копировать рисунки, изображения,настраивать
    музыкальные инструменты.
  • 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным,
    транспортным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).
  • 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них
    сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.
  • 8б. Художественно оформлять
    выставки,витрины,участвовать в подготовке концертов,пьес и т.п.
  • 9а. Ремонтировать изделия, вещи
    (одежду,технику),
    жилище.
  • 9б. Искать и исправлять ошибки в
    текстах,таблицах,рисунках.
  • 10а. Лечить животных.
  • 10б. Выполнять расчёты, вычисления.
  • 11а. Выводить новые сорта растений.
  • 11б. Конструировать новые виды промышленных
    изделий (машины, одежду, дома и т.д.).
  • 12а. Разбирать споры, ссоры между
    людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.
  • 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
    (проверять, уточнять, приводить в порядок).
  • 13а. Наблюдать, изучать работу кружков
    художественной самодеятельности.
  • 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  • 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы
    и аппараты.
  • 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при
    ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
  • 15а. Составлять точные описания, отчёты о
    наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
  • 15б. Художественно описывать, изображать события
    наблюдаемые или представляемые.
  • 16а. Делать лабораторные анализы в
    больнице.
  • 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать
    с ними, назначать лечение.
  • 17а. Красить или расписывать стены помещений,
    поверхность изделий.
  • 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку
    машин, приборов.
  • 18а. Организовывать культ походы людей в
    театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.
  • 18б. Играть на сцене, принимать участие в
    концертах.
  • 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия
    (машины, одежду), строить здания.
  • 19б. Заниматься черчением, копировать карты,
    чертежи.
  • 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с
    вредителями леса, сада.
  • 20б. Работать на машинах (пишущая машина,
    компьютер, телетайп, телефакс).

Тайное наследие древних инков

К сожалению, многие кипу не дошли до нашего времени. На данный момент в музеях и частных коллекциях хранится всего 1 400 кипу. Это ничтожно малое количество летописей для такой огромной и древней цивилизации, как Империя инков.

Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.

Кипы регистрировали данные всех видов: демографические переписи, контроль дани, летосчисление, календари. Для этого инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе, которая должна была считываться снизу вверх (нижние узлы представляли единицы, чуть выше них — десятки, на верхнем уровне — сотни и так далее).

Система чем-то напоминала привычные каждому человеку счеты. Только вместо костяшек тут были узелки. Двойной узел представлял 1, а составной узел мог представлять цифры от 2 до 9, в зависимости от поворотов, которые узел дает вокруг основной нити. Отсутствие узла указывает на 0.

Вот тут и начались проблемы у современных ученых. Если математический аспект кипу разгадать оказалось довольно просто, то как именно направление нити в узлах (слева направо и наоборот), цвет каната и даже расстояние между узлами могли влиять на смену данных, все еще остается загадкой.

Некоторые исследователи предполагают, что цвет пряжи в нитях указывал тематику подсчета. То есть если это был доклад о дани, то брались нити одного определенного цвета, а если об урожае — цвет был другой. Пока удалось предположительно разгадать всего 24 оттенка. Так, например, черные нити отвечали за определенный временной отрезок, а золотистые указывали либо на золото, либо на сбор урожая кукурузы.

27.05.2020

Государственный экзамен по английскому языку 

Группа З-АН-15

Алёшина Мария Николаевна отлично
Арсеньева Элина Андреевна отлично
Велиуллаева Майя Натигкизи отлично
Дробязго Евгения Артуровна отлично
Кумейша Дарья Александровна отлично
Матирная Анна Владимировна отлично
Новикова Валерия Александровна отлично
Топилина Александра Викторовна хорошо
Федотовская Ульяна Романовна отлично

Группа З-АУ-15

Белялова Васфие Серверовна хорошо
Гончарова Татьяна Ивановна отлично
Грозян Анна Александровна отлично
Кондратович Анастасия Николаевна хорошо
Макаренко-Коновченко Марина Игоревна хорошо
Сеитмеметова Алие Акимовна хорошо
Аметова Мелия Идрисовна отлично
Велиуллаева Мавиле Сейрановна хорошо
Гарибян Людмила Самвеловна удовлетворительно
Зевадинова Мерьем Айидин-кызы удовлетворительно
Мевлютова Арзы Османовна отлично
Мухамедова Лиля Лёмановна хорошо
Талибова Гульзар Эскендеровна хорошо

Государственный экзамен по немецкому языку

Группа З-АН-15

Бендера Оксана Анатольевна хорошо
Ислямова Назифе Риза къызы хорошо
Колесник Александра Андреевна отлично
Лихачева Наталья Сергеевна удовлетворительно
Мочалова Анастасия Александровна отлично
Тополова Сафие Эреджепова отлично

Государственный экзамен по украинскому языку

Группа З-АУ-15

Атапина Наталья хорошо
Сергеева Диана хорошо
Субботина Наталья хорошо
Мальцева Анна отлично
Чуйко Ольга хорошо
Абдувалиева Арифе Хусановна отлично
Дерман Анифе Энверовна отлично
Дуваджиева Файзе Исметовна отлично
Кишпиева Диляра Идрисовна хорошо
Решитова Зарина Рустемовна хорошо

Списки абитуриентов

Рейтинговые списки 2019 г.

 Название специальности ДБ ДК  ЗБ  ЗК
 44.02.01 Дошкольное образование (на базе 9-ти классов) Списки принятых документов  Списки принятых документов   Списки принятых документов 
Зачисленные на выделенные места   Зачисленные на выделенные места 
Зачисленные на выделенные места
44.02.02 Преподавание в начальных классах(на базе 9-ти классов) Списки принятых документов Списки принятых документов    
Зачисленные на выделенные места
44.02.01 Дошкольное образование (на базе 11-ти классов)       Списки принятых документов
      Зачисленные на выделенные места
44.02.02 Преподавание в начальных классах(на базе 11-ти классов)        Списки принятых документов
       Зачисленные на выделенные места

Специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Набор студентов по специальности проводится без вступительных испытаний, по результату конкурса аттестатов:

  1. этап
  2. этап
– cредний балл общеобразовательных дисциплин, указанных в аттестате;
– средний балл по профильной дисциплине (данные аттестата).

Профильной дисциплиной по специальности «Дошкольное образование» является одна из дисциплин: русский язык, украинский язык или крымскотатарский язык (по выбору студента).

На базе основного общего образования (9 классов): На базе среднего (полного) общего образования (11 классов):
Срок обучения: 3 года 10 месяцев 3 года 10 месяцев
Форма обучения: очная заочная
Обучение по данной специальности проводится как за счет федерального бюджета, так и за счет средств физических и (или) юридических лиц  на договорной основе (платно)
Количество бюджетных мест: 25
Стоимость обучения на договорной основе: Открыть\Скачать  

Квалификация выпускника – «Воспитатель детей дошкольного возраста».

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Набор студентов по специальности проводится без вступительных испытаний, по результату конкурса аттестатов:

  1. этап
  2. этап
– cредний балл общеобразовательных дисциплин, указанных в аттестате;
– средний балл по профильной дисциплине (данные аттестата).

Профильной дисциплиной по специальности «Преподавание в начальных классах» является одна из дисциплин: русский язык, украинский язык или крымскотатарский язык (по выбору студента).

На базе основного общего образования (9 классов): На базе среднего (полного) общего образования (11 классов):
Срок обучения: 3 года 10 месяцев 3 года 10 месяцев
Форма обучения: очная заочная
Обучение по данной специальности проводится как за счет федерального бюджета, так и за счет средств физических и (или) юридических лиц  на договорной основе (платно)
Количество бюджетных мест: 25
Стоимость обучения на договорной основе: 69 300 руб. 24 000 руб.

Квалификация выпускника – «Учитель начальных классов».

Перечень специальностей Открыть.

Требования к уровню подготовки Открыть.

Main Menu

  • Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Абитуриенту

    • Правила приема по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры 2022
    • Правила приема в колледж 2021
    • Правила приема в аспирантуру на 2022-2023 учебный год
    • Подготовительные курсы
    • День открытых дверей 
    • Реализуемые направления подготовки 
    • Перечень необходимых документов
    • Порядок зачисления
    • Особенности приема на целевое обучение
    • Рейтинговые списки 
    • Видеоэкскурсия по кафедрам
    • Профориентационный тест
    • Приказы о зачислении
  • Студенту

    • Расписание
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Трудоустройство
    • Заочнику

      Расписание установочной сессии

    • ЭИОС
    • Профстажировки
    • Кружковая работа
    • Гармония
    • Библиотека 
  • Сотруднику

    • Профсоюз
    • Учебное пособие СДО Moodle
    • Анкета ППС 
  • Наука

    • Конкурсы. Гранты.
    • Издания университета
    • Ученые записки
  • Мероприятия

    • Крымский вектор 2019
    • План мероприятий
    • Всероссийский экономический диктант
    • Марафон Новые знания 
  • Ресурсы
  • Контакты

Кипу, таинственные инкские узлы

Кипу — Quipu или khipu (от кечуа khipu, «узел») — один из видов узелкового письма. Ничего особо сложного в этой системе не было, но это только на первый взгляд.

Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.

Кипу — это одна общая веревка, на которую привязаны другие, свободно свисавшие вниз. Количество их ничем не ограничено, кроме разве что объемом информации, которую хотят передать. Поэтому иногда «говорящих» нитей было не просто несколько десятков, а могло быть до тысячи. Кроме всего прочего, цвет нити также играл огромное значение.

Разные виды узлов, различные типы нитей в ловких руках «кипукамайоки» (quipucamayocs), как называли «летописцев» по узелковому письму, могли сохранять огромные массивы информации. Таким образом со всех уголков Империи собиралась и передавалась напрямую императору информация о сборе урожая, дани, тратах отдельных провинций на экономику.

У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.

Однако не стоит считать, что кипу использовали исключительно для отчетности. Этот язык был довольно универсальным, чтобы позволить «писать» летопись жизни правителей, создавать целые генеалогические «книги», записывать мифы и легенды, даже писать стихи.

Факультеты

  • Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

    • Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
    • Кафедра мировой экономики и экономической теории
    • Кафедра прикладной информатики
    • Кафедра менеджмента и государственного управления
  • Факультет психологии и педагогического образования

    • Кафедра биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности
    • Кафедра специального (дефектологического) образования
    • Кафедра технологического образования
    • Кафедра дошкольного образования и педагогики
    • Кафедра начального образования 
    • Кафедра физической культуры
    • Кафедра психологии
  • Факультет истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы

    • Кафедра крымскотатарского и турецкого языкознания
    • Кафедра декоративного искусства
    • Кафедра изобразительного искусства
    • Кафедра вокального искусства и дирижирования
    • Кафедра крымскотатарской литературы и журналистики
    • Кафедра истории
    • Кафедра музыкально-инструментального искусства
  • Филологический факультет

    • Кафедра английской филологии
    • Кафедра немецкой филологии
    • Кафедра украинской филологии
    • Кафедра русской филологии
    • Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
  • Инженерно-технологический факультет

    • Кафедра математики
    • Кафедра автомобильного транспорта
    • Кафедра охраны труда в машиностроении и социальной сфере
    • Кафедра электромеханики и сварки
    • Кафедра технологии и дизайна одежды, профессиональной педагогики
    • Кафедра технологии машиностроения
  • Керченский филиал  

    Учебные планы

  • Инженерно-педагогический колледж 
  • Центр дополнительного профессионального образования
  • Дистанционное обучение
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector